
Холст, масло; 62.3х70.6 см.
Государственная Третьяковская галерея, г. Москва
Валентин Александрович Серов – прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» — один из лучших детских портретов в мировом искусстве.
Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Как будто о что-то хочет рассказать…Что поразило мальчонку ранним утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.
Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.
«Портрет Мики Морозова» Валентин Серов написал в 1901 году. От картины не отвести глаз, настолько живым получился ребенок. Мальчик, 4-х лет Мика Морозов, будущий Михаил Михайлович Морозов, сын предпринимателя и фабриканта Михаила Афанасьевича Морозова. Смотришь и страшно за него до холодка в сердце. Впереди — революция семнадцатого, голод двадцатых, расстрелы тридцатых, война сороковых… Выжил? Сгинул?
К сожалению, отец Мики ушел из жизни слишком рано, в 33 года, но это не помешало Михаилу Михайловичу стать известным советским литературоведом.
Михаил Михайлович Морозов — из семьи тех самых фабрикантов Морозовых — богатейших промышленников и меценатов — образование получал в Англии, несмотря ни на что, вернулся в Россию, в двадцатых годах закончил филологический факультет Московского университета. Стал известным советским литературоведом, театроведом, переводчиком. Всю свою жизнь посвятил творчеству Шекспира, результаты его работы получили мировую известность.
В 1949 году занял пост главного редактора англоязычного журнала News. Пережил Вторую Мировую, арестован не был. Чудо.
В 1952 году высшее руководство СССР захотело провести в Москве особую конференцию с участием наследников знаменитых русских купеческих фамилий – Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и других – с целью наладить отношения с эмиграцией, а главное, привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики.
Встал вопрос, кому встречать приглашенных? Кто сможет расположить к себе столь важных гостей — не Берия же с Маленковым… И вспомнили про Мику — Михаила Михайловича — потомка известной фамилии, блестяще образованного, свободно владеющего европейскими языками, известного за границей ученого.
Вызвали. Рассказали, в чем суть, сформулировали задачи. Михаил Михайлович без промедления согласился.
И тут поинтересовались его социальным статусом и материальным положением. Неожиданно выяснилось, что зарплата профессорская по западным меркам — копеечная, живет Михаил Михайлович в убогой коммунальной квартире, и о простых благах, знакомых любому западному гражданину, не имеет даже представления.
Тут же, в его присутствии Микоян продиктовал своему помощнику перечень того, что необходимо сделать, а именно: обеспечить товарища М.М. Морозова презентабельной одеждой, достойной зарплатой, отдельной обставленной мебелью квартирой — где-нибудь в приличном месте — на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, дачей, оборудованной для приёма гостей, личным автомобилем и еще чем-нибудь, что может захотеть Михаил Михайлович.
Буквально ошеломленный предстоящими переменами Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких, которые еще более были ошарашены его рассказом о предстоящих переменах. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер. От пережитого потрясения случился инфаркт. Ему было пятьдесят пять лет.
А встреча с потомками бывших миллионеров царской России, под названием «Совещание промышленников», из-за смерти Сталина состоялась в Кремле только через три года».
НравитсяНравится