
Бумага, акварель
Великая княжна Александра Николаевна (24 июня 1825 — 10 августа 1844) — младшая дочь Николая I и его жены Александры Федоровны, названная в честь своей тётки по отцу Александры Павловны. Была любимицей отца, славилась своей красотой и легким характером.
Александра Николаевна («Адини») родилась 24 июня 1825 года в Царском Селе. Она уже с раннего детства своим характером и поведением была не похожа на сестёр.
Девочка предпочитала заниматься сама с собой, любила одиночество и тишину. Александра отличалась в семье удивительной добротой и особой музыкальной одарённостью.
В 14 лет у Великой Княжны обнаружился замечательный голос, диапазон которого достигал трех полных октав! и она стала заниматься пением под руководством итальянца Соливи. Однако после года занятий голос княжны начал меняться, что-то нарушало ритм дыхания. Врачи предположили заболевание легких.
Император Николай I Павлович не только с охотой слушал пение Великой Княжны, но и сам исполнял с Государыней и фрейлиной Надеждой Арсеньевной Бартеневой (1821-1902) церковное трио.
Высокородный избранник и семья.
В июне 1843 года в г. Петергоф – любимую летнюю резиденцию Императорской Фамилии, прибыл 22-летний Ландграф Фридрих Вильгельм Георг Адольф фон Гессен-Кассель (1820-1884), старший Августейший сын Ландграфа Гессен-Кассель Вильгельма (1787-1867), героя битвы при Лейпциге (1814) и Принцессы Луизы Шарлотты фон Шлезвиг-Голштейн-Ольденбург (1789-1864), Венценосный праправнук и правнук Королей Дании и Норвегии и Андреевских кавалеров Христиана VI фон Шлезвиг-Голштейн-Ольденбург (1699-1746) и Фредерика V фон Шлезвиг-Голштейн-Ольденбург (1723-1766), троюродный внук Королей Великобритании, Ирландии и Ганновер Джорджа IV Августуса Фредерика фон Ганновер (1762-1830) и Вильяма IV Генри фон Ганновер (1765-1837), Принцев Великобритании, Ирландии и Ганновер Адольфуса Фредерика Августа фон Ганновер (1763-1827), Эрнста Августа I фон Ганновер (1771-1851), 1-го Герцога Кумберланд и Тевиотдейл, Короля Ганновер и Адольфуса Фредерика фон Ганновер (1774-1850), Герцога Кембридж.
Приглашая высокого гостя, Государь Император и его Венценосная супруга Александра I Феодоровна (1798-1860) имели сокровенное желание создать Державный союз, который связывали с браковенчанием другой Державной дочери своей, Великой Княжны Ольги Павловны (1822-1892). Однако Августейший жених и гость тотчас пленен был красотой младшей Венценосной сестры ее Александры (Адини) Николаевны, которой только что исполнилось восемнадцать лет.
Юная Царственная невеста пыталась сопротивляться нахлынувшему чувству, испытывала укоры совести и чувство вины перед Великой Княжной Ольгой, любимой старшей Венценосной сестрой и ближайшей поверенной. Однако Великая Княжна Ольга Николаевна великодушно «уступила» Державного избранника, ясно осознав внезапную и неотвратимую с первого взгляда любовь младшей Высокородной сестры своей к Наследному курфюрсту.
Высокородным жениху и невесте понадобилось всего десять дней, чтобы принять самое важное решение в своей жизни и объявить, с благословения Августейших родителей, всему миру о своей долгожданной помолвке.
Священное Таинство Венчания.
Императрица Александра I Федоровна писала своему Августейшему брату, Королю Пруссии и Андреевскому кавалеру Фридриху Вильгельму IV Людвигу фон Гогенцоллерн (1795-1861):
«Мы очень довольны этим радостным событием. И хотя Мы желали, конечно, чтобы прежде предстала перед Алтарем наш Ангел Олли, тем не менее, не устаем благодарить Небо за то, что Оно даровало Нашей Адини такого милого, доброго, юного жениха».
29 января 1844 года с благословения Августейших родителей в Малой церкви Зимнего Дворца состоялось Священное Таинство Венчания 18-летней Великой Княгини Александры Николаевны с Ландграфом Фридрихом Вильгельмом Георгом Адольфом фон Гессен-Кассель. После торжественного бракосочетания высокородные молодожены остались жить в Зимнем Дворце, ибо Государь Николай I Павлович не мог расстаться с любимой Венценосной дочерью.
Недуг и Кончина Великой Княгини.
К несчастью, вскоре после Священного Таинства Венчания здоровье Великой Княгини резко ухудшилось. Скоротечная чахотка, симптомы которой обнаружились еще ранее, усиленная столь желанным счастьем чадоплодия, в итоге истощили силы Великой Княгини Александры Николаевны. Следуя незримому предназначению Промысла, и как бы повторяя испытания своей Венценосной тети, Великой Княгини Александры Павловны, за три месяца до срока Александра Николаевна родила сына Ландграфа Вильгельма фон Гессен-Кассель (1844-1844), который умер через час после рождения, и в тот же день,через 5 часов скончалась сама княжна,испустив последний вздох на руках пребывавших в неописуемом горе Августейших отца и супруга. «Будьте счастливы» — были её последние слова.
«Видеть Папу было поистине душераздирающе, — писала в своих мемуарах Великая Княгиня Ольга, ставшая после браковенчания первого (14) июля 1846 года Королевой Вюртемберг, — совершенно внезапно Он превратился в старика. Мама много плакала».
Августейший брат Великой Княгини Александры Николаевны Великий Князь Константин Николаевич (1827-1892) записал в дневнике о дне погребения Венценосной сестры в усыпальнице Дома Романовых-Шлезвиг-Голштейн-Готторп, Императорском соборе Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Царствующем граде Санкт-Петербурге: «17 августа. Настал, наконец, тяжелый последний день. Не забуду я никогда, как гроб понесли, как Папа в полголоса сказал: «С Богом», как гроб медленно стал спускаться в тихую могилу, как мы все бросили на него землю, как, наконец, я в последний раз взглянул на него в глубине могилы – и все исчезло с лица земли, что было Адини».
Память потомков.
В память Великой Княгини Александры Николаевны устроена была в Санкт-Петербурге Александрийская женская больница на Надеждинской улице, а при ней открыт был образцовый приют с сиротским отделением для девочек.
Через шесть лет в 1850 году в Царском Селе установили великолепный мраморный памятник работы скульптора Ивана Петровича Витали (1794-1855), представляющий часовню со статуей Великой Княгини Александры Николаевны с усопшим ребенком на руках.